Бензин или дизель? Такой вопрос задает себе большая часть покупателей автомобилей. Дать определенный ответ на этот вопрос – не просто. Изначально требуется рассмотреть определенные характеристики обоих двигателей, которые помогут принять нужное решение в выборе авто. Дизельный мотор Однозначным плюсом дизельного двигателя, используемого на солидной машине типа КРАЗа, является его экономичность, связанная с меньшим потреблением топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового мотора. Во-вторых, заметному уменьшению расхода топлива помогает качественное регулирование рабочей смеси. Это значит, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов коленвала, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с ростом нагрузки растет также и расход топлива. Однако в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5 .. 1.7 раза меньше, чем у бензинового двигателя с аналогичным рабочим объемом. Оба эти фактора обеспечивают высокую эффективность сжигания топлива в дизельных моторах. Первый фактор – это постоянная степень сжатия, в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым мотором. Прекрасно известно, что мощность и потребление топлива в основном зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и изначальным давлением впрыска. И здесь вырисовывается еще один положительный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных характеристик системы подачи топлива по сравнению с бензиновым двигателем. Из этого становится понятно, почему нужно регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за отсутствием перегрева мотора, что тотчас же отразится на работе форсунок и поршневой группы. Еще одним положительным фактором дизельного отора является его большая долговечность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным материалом, а также жестко отлитым блоком цилиндров, головкой блока цилиндров, коленвалом, поршневой группой. Существуют у дизельного двигателя и специфические недостатки, к которым относятся большая масса, пониженная литровая мощность, больший шум, вызываемый более высоким давлением сгорания и трудность запуска при минусовых температурах воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более трудным. Дополнительно, износ плунжерной пары ТНВД вызывает нарушение герметичности посадки иглы форсунки. Это приводит к некачественному распылению топлива при старте, когда обороты небольшие. При износе цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не позволяет достичь необходимого давления и температуры для зажигания рабочей смеси. Однако применяются простые приспособления, позволяющие легко заводить мотор даже при низких минусовых температурах. К примеру, одно из таких приспособлений – это теплообменное устройство, которое на холодную пору года устанавливают во впускной коллектор. Опыт показывает, что происходящие изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной аппаратуре практически не повышают расход дизтоплива и не уменьшают мощности двигателя. Главной причиной капремонта является повышенный расход масла. Определяется такой расход по появлению голубого дыма от сжигания масла и необходимости более часто пополнять его объем. Бензиновый двигатель У бензиновых моторов, используемых обычно на легковых автомоблях вроде Москвич, более высока частота вращения коленвала, больший рабочий объем, а вибрация и шумность более низкие. Рабочая смесь регулируется количественно. Это определяет низкую степень сжатия на средней мощности – основном режиме работы легковых авто. Это приводит к невысокой эффективности сжигания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в итоге ведет к высокому расходу топлива. Двигатели в сравнении Проведенные испытания автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем одинаковой мощности показали следующие результаты. Если на номинальных мощностях коэффициент полезного действия бензинового мотора на 20% меньше дизельного, то на некоторых режимах этот разрыв достигает 40% и даже более. Таким образом, расход топлива на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского движения до 50% – на трассе. В последнее время для понижения токсичности осуществлено большое количество различных доработок бензиновых моторов. Значительно улучшился уровень токсичности благодаря введению управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Тем не менее, ведущие специалисты отмечают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные двигатели по-прежнему остаются наиболее перспективными.
|